[Интересный сайт ]
Главная » Статьи » Интересные статьи » Разное

Основной инстинкт. Детская версия

Основной инстинкт. Детская версия

Светлана КВАСНЕВСКАЯ, Петр РАХМАНОВ


Ученые Йельского университета пришли к выводу, что дети уже с пеленок умеют различать, «что такое хорошо, что такое плохо», руководствуясь при этом не приобретенными знаниями, а инстинктом, который, как внутренний барометр, помогает малышам с первых дней ориентироваться во взрослом мире. Даже новорожденный младенец может четко определить, кто из его окружения добрый, а значит, безопасный, а с кем лучше дела не иметь. Шестимесячный ребенок отлично социализирован, зато 13-летний — все чаще социопат, которого приходится «учить общаться». Что это за инстинкт и почему люди утрачивают с годами способность различать добро и зло, рассказала «Огоньку» автор исследования — аспирант Йельского университета Кили ХАМЛИН

Есть разные теории о том, каким рождается ребенок, но я всегда была уверена, что младенец не «чистый лист», — мы приходим в этот мир с определенным набором знаний и умений, — говорит Хамлин. — Это подтверждают многие исследования психологов. В нашем же эксперименте речь идет скорее не о «добре» и «зле» в абстрактном понимании, а о способности младенца быстро распознавать, кто может быть плохим из окружающих, а кто хорошим для него самого. Я бы сказала, это базовая способность человека, основа его безопасности. Ведь враг — всегда опасность, а друг — всегда польза и выигрыш. Маленький ребенок слишком зависим от других людей, наверное, потому для него эта «распознавательная» способность жизненно важная.

Расскажите про сам эксперимент? Как пришла идея «проверить младенцев»?

Наша коллега часто приносила на кафедру маленького сына. Он со всеми радостно «общался» — улыбался, агукал, игнорировал только одного, самого противного на кафедре сотрудника. И мы подумали: «Интересно, как он понимает? Как работает этот механизм оценки другого человека?» В эксперименте участвовали 100 детей — поровну мальчиков и девочек от 6 до 10 месяцев. Мы предложили маленьким испытуемым кукольный спектакль, но вместо кукол для простоты использовали три деревянные фигурки разных цветов. Малиновый кружок, желтый треугольник и синий квадрат. Чтобы персонифицировать фигурки, им приклеили глазки. По сценарию кружок с переменным успехом пытался взобраться на горку. Время от времени «на сцене» появлялся треугольник-альтруист, который помогал кружочку взобраться на горку, или квадрат-злодей, сталкивающий круглого альпиниста с горки. Когда маленьким зрителям предложили познакомиться ближе со всеми тремя «участниками», большинство детей заинтересовалось добрым треугольником.

Не влияет ли на восприятие доброго — злого сам цвет и форма «героев», может быть квадрат, да еще синий, в представлении младенца уже злодей по одному только виду?

Для чистоты эксперимента мы меняли и цвета, и форму всех героев — результаты не изменились. Более того, мы провели вторую серию эксперимента, продемонстрировав, что малиновый кружок предлагает свою дружбу и треугольнику, и квадрату, независимо от того, кто помогал, кто мешал ему взбираться на вершину. Старшая часть испытуемых, которым было почти 10 месяцев, выразила полное недоумение тем, что малиновый кружок «записал в друзья» враждебного квадрата. Такая реакция говорит о том, что, приближаясь к годовалому возрасту, дети отлично разбираются в сложных социальных взаимоотношениях и могут делать собственные выводы о целесообразности мотивов поведения разных людей.

Куда же эта разборчивость девается с возрастом? Почти все 100 младенцев разобрались, что с хамом-синим-квадратом лучше не дружить, а повзрослев и собравшись замуж, барышни путают принца с алкоголиком, в друзьях у нас периодически оказываются мерзавцы…

Никуда этот навык не девается. Но ребенок всегда основывается в решении о «качестве» человека на интуиции и эмоциях, взрослому этого недостаточно. Ему необходимо множество информации для вынесения вердикта. Природное чувство глохнет — с годами человек не столько чувствует, как он к кому относится, сколько формирует искусственно свое отношение, исходя из разных факторов. Девушка может испытывать изначально отвращение к пьющему парню, но накладываются мысли о том, что лучший жених на нее не посмотрит, а этот работает и выглядит, когда трезвый, неплохо…

Какими еще способностями на уровне инстинкта обладают маленькие дети в отличие от взрослых?

Вы имеете в виду, что утрачивают люди взрослея? Не могу сказать. Разве что дети гораздо социальнее взрослых, общительнее. Ни один взрослый и вполовину не сравнится с ребенком по части коммуникации: дети жаждут общения и новой информации, самой разной.

А взрослых потом учат общаться на различных тренингах и в психологических группах. Почему?

Я думаю, что это проблема воспитания — не все взрослые имеют трудности в общении. Возможно, что те, которые «разучились» общаться с годами, в раннем возрасте сталкивались с большими неприятностями, видели мало добра. И потому замкнулись в себе.

Согласно вашему исследованию, ребенок с первых месяцев жизни определяет, кто добрый, а кто не очень. А родители априори лишены критической оценки малыша?

Может ли близкий человек быть «плохим парнем»? Я лично думаю, что нет. Особенно мать не может быть «плохой». Другое дело, кого именно младенец может считать «матерью», то есть самым близким себе человеком.

И все же, основные понятия «хорошо — плохо» врожденные или это результат воспитания? Насколько именно воспитание определяет ориентиры ребенка?

Воспитание играет очень важную роль — ребенок формируется как личность под влиянием родителей. Если новорожденного совсем не воспитывать, можно получить пустого, неудавшегося человека. На всех врожденных, инстинктивных способностях нормальный воспитательный процесс не сказывается — они остаются с человеком на всю жизнь. Просто взрослые часто под грузом приобретенных знаний перестают слышать себя.
ДЕТЕЙ ОПЫТ НЕ ДАВИТ

«Огонек» попросил прокомментировать эксперименты американских ученых профессора Сергея МАЛЫХ из Психологического института РАО.

— Существуют две полярные точки зрения на вопрос, с каким именно психологическим «багажом» рождается ребенок, — говорит Сергей Борисович. — Поклонники одной теории говорят, что младенец — это «табула раса», «чистая доска», и только среда формирует из него осознанного человека. Их оппоненты считают, что, напротив, человек рождается уже фактически сформировавшейся личностью и наша задача — лишь помочь реализовать заложенный потенциал. Но, на мой взгляд, истина в этом вопросе лежит где-то посередине. Безусловно, ребенок рождается с определенным генотипом. Мы все рождаемся разные, со своим темпераментом, задатками, талантами, и даже биохимические процессы у каждого человека индивидуальны. Но ген развивается только в определенной среде. Нет отдельно взятого гена и отдельно взятой среды — реализация личности происходит только с помощью окружающей среды. Каждый ребенок, именно благодаря своей уникальности и неповторимости, из этой самой среды берет то, что ему подходит. Он будет усваивать информацию по-своему, более того, он будет выбирать именно ту информацию, которая ему больше всего подходит.

Эксперимент, проведенный американскими коллегами, бесспорно, интересен. Но мне кажется, что некорректно говорить о полном отсутствии опыта у 10-месячных детей, ведь свой первый опыт ребенок получает еще в утробе матери. Мне кажется, что не существует какого-то общего врожденного понятия «хорошо — плохо», оно формируется опять же на основе врожденных задатков и с помощью окружающей среды. А если мы сказали, что рождаемся мы совершенно разными, то и представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», будут отличаться. Ведь в зависимости от темперамента и врожденных склонностей характера ребенок будет для себя трактовать по-разному каждую ситуацию.



НАСЛЕДСТВО ПРЕДКОВ


Как считают ученые-антропологи, многие странности в человеческом поведении имеют под собой вполне объяснимые биологические причины. Они достались нам от наших предков-обезьян, и миллионы лет эволюции не смогли изменить «зашитые» в наших мозгах программы поведения



КАЧАТЬСЯ
Все дети обожают качели, карусели и все прочие аттракционы, связанные с ощущением полета. Страсть к такого рода развлечениям нам досталась от далеких предков-обезьян, которые занимались брахиацией, то бишь, раскачиваясь на руках, часами летали с ветки на ветку.

ЛЮБОВЬ К МЯГКОМУ
Детеныши обезьяны первые месяцы жизни проводят на теле мамы, вцепившись пальцами в ее шерсть. Поэтому многие дети любят засыпать, сжав в руках мягкие игрушки, — когда люди щупают пальцами что-то теплое и шерстяное, в мозгу автоматически запускается программа успокоения. И именно поэтому наши мамы и бабушки так обожают что-либо вязать.

РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ
А если у детеныша обезьяны отнять маму, малыш в ужасе все равно вцепится в шерсть — но уже в свою собственную. Люди в состоянии отчаяния, но за неимением шерсти, начинают рвать на себе волосы. Инстинкт — ничего не поделаешь.

ЖЕНСКИЕ КАПРИЗЫ
Самки шимпанзе меняют половых партнеров несколько раз в день. И каждый раз перед спариванием самцы вступают в ритуальную битву за право обладания самкой — это инстинкт. Точно такой же инстинкт работает и у людей — мужчина должен доказать свою любовь. Ну, например, пусть принесет чаю. Нет, не с лимоном, а с вареньем.

СТАЙНЫЙ ИНСТИНКТ
В процессе сексуального отбора 80 процентов самок всех биологических видов выбирают себе одного и того же самца — они просто «подсматривают», кого выбрали соседки. Такие же инстинкты работают у Homo sapiens — любая женщина, попав на вечеринку, тут же начинает рассматривать не мужчин, а женщин, чтобы узнать, с каким мужчиной находится самая эффектная из них.

Источник ogoniok.com

Категория: Разное | Добавил: rjandron (25.07.2012)
Просмотров: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]